Asset Publisher

Ссылки ЗОЖ

Портал о здоровом образе жизни: 
www.takzdorovo.ru

Пензенский областной центр медицинской профилактики: 
profilaktika-penza.ru

Здоровый образ жизни

Здоровье человека среди всех жизненных ценностей занимает центральное место. Здоровье — это непременное условие благополучия человека и его счастья. На здоровье человека оказывают влияние:

  • Образ жизни - 60%;
  • Наследственность – 20%;
  • Система здравоохранения – 10%;
  • Окружающая среда – 10%.

Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один — соблюдение норм здорового образа жизни. Существует несколько «Правил здорового образа жизни», при соблюдении которых Ваша жизнь станет более счастливой.

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Помните! Здоровый образ жизни может стать планом мероприятий, подобранным индивидуально для каждого человека. Он должен  включать в себя описанные выше критерии, но, при этом, учитывается физиология и психология каждого человека, кто желает повысить уровень своего здоровья.

Придерживаться принципов ЗОЖ может и должен каждый человек, для этого не требуется специальная подготовка.

Обо всем этом более подробно можно найти информацию на Портале о здоровом образе жизни   http://www.takzdorovo.ru/ и на сайте Пензенского областного центра медицинской профилактики http://profilaktika-penza.ru/ru/.

29 June 2021, 14:55
21 July 2021, 16:33

Asset Publisher

Инфаркт можно предупредить!

Профилактика инсульта

Пройдите бесплатную диспансеризацию по полису ОМС

Диспансеризация. Онкоскрининг

Мужское здоровье

Избыточный вес и онкология

Горькая правда о сахаре

Маммография

Asset Publisher

Внимание! Теперь это уже происходит по всему миру…

  В XXI веке гаджеты стали неотъемлемой частью жизни людей, изменив её образ до неузнаваемости. Под термином «гаджеты» подразумеваются различные электронные устройства, такие, как смартфоны, планшеты, ноутбуки, «умные часы» и игровые консоли…Эти устройства сделали нашу жизнь более удобной , обеспечив постоянный доступ к информации, возможностям для развлечений и мгновенной коммуникации. Но, несмотря на многочисленные преимущества, гаджеты также оказывают серьёзное влияние на физическое и психологическое здоровье как детей, так и взрослых.

  Использование гаджетов происходит  повсюду: на работе, учёбе и даже в личной жизни… Дети начинают пользоваться телефонами и планшетами с раннего возраста, а взрослые часто полагаются на технологии для выполнения своих профессиональных и бытовых задач. Однако зависимость от цифровых устройств приводит к ряду проблем, таких, как снижение активности, ухудшение профессиональных навыков, ухудшение зрения, проблемы со сном, эмоциональное выгорание. Так как же гаджеты влияют на наших детей и на нас самих?

 Использование современных устройств оказывает значительное влияние на физическое здоровье детей. Одним из наиболее распространённых негативных эффектов от постоянного использования гаджетов у детей является ухудшение зрения. Врачи всё чаще диагностируют так называемую «цифровую усталость глаз» или «компьютерный зрительный синдром». Он возникает из-за продолжительного  использования устройств. Постоянная фиксация на дисплее , особенно на смартфонах и планшетах, приводит к переутомлению глазных мышц , что может вызвать миопию (близорукость). Согласно исследованиям, дети, проводящие больше времени за гаджетами, чаще страдают нарушениями зрения, чем те, кто проводит больше времени на  свежем воздухе или за книгой. Дети часто используют гаджеты в неудобных положениях: например, сидя на диване, лёжа в постели или даже во время ходьбы… Постоянный наклон головы вниз к экрану смартфона или планшета создаёт значительную нагрузку на шейный отдел позвоночника, что приводит к нарушениям осанки и болям в спине. Исследования показывают, что длительное использование гаджетов  в таких позициях приводит к проблемам с осанкой и даже к искривлению позвоночника у детей.

 С появлением современных технологий и устройств дети стали меньше двигаться. Раньше большую часть свободного времени дети проводили на улице, играя в спортивные игры. Сегодня их досуг часто сводится к сидению перед дисплеем, будь то смартфон, планшет, телевизор или компьютер…  Недостаток движения негативно сказывается на общем физическом развитии ребёнка, что может привести к ожирению, проблемам с сердечно-сосудистой системой и другим хроническим заболеваниям. Использование гаджетов перед сном оказывает влияние на качество сна. Яркий свет дисплея подавляет выработку мелатонина. Это приводит к тому, что дети не могут заснуть, и их сон становится менее качественным. В результате возникает хроническое недосыпание, которое негативно сказывается на здоровье, внимании и когнитивных функциях ребёнка. Гаджеты могут способствовать отрицательному развитию мелкой моторики.

 Но всё вышеперечисленное – это лишь верхушка айсберга… Ведь современные гаджеты оказывают значительное влияние не только на физическое здоровье, но и психологическое  и когнитивное развитие детей и взрослых. Хотя технологии открывают новые возможности для обучения и общения, длительное и чрезмерное использование устройств может привести к ряду психологических и когнитивных проблем. Одним из наиболее заметных изменений, связанных с использованием гаджетов, является снижение способностей к концентрации. Постоянные уведомления, «всплывающие сообщения» и быстрая смена информации на экранах гаджетов формирует привычку к поверхностному восприятию. У детей возникают трудности с фокусировкой на одной задаче в течение длительного времени, т. к. формируется привычка к быстрым переключениям  между различными источниками информации. Это может привести к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который негативно сказывается на учёбе и социальной адаптации.

  Многочисленные исследования показывают, что использование гаджетов сказывается на когнитивной нагрузке способности мозга обрабатывать информацию. Многозадачность, которую поощряют современные устройства, повышает нагрузку на мозг и снижает эффективность выполнения задач. Среди маленьких детей, которые много времени проводят за экранами, отмечается задержка развития речи, т . к. живое взаимодействие с родителями и сверстниками является ключевым для развития языковых навыков. Дети начинают меньше участвовать в реальных разговорах и обсуждениях, что приводит к ограничению их словарного запаса и коммуникативных навыков. Кроме того, чрезмерное использование гаджетов препятствует развитию социальных навыков. Живое взаимодействие  - основа их формирования, и также эмоционального интеллекта. Когда дети больше общаются через дисплеи, они получают меньше опыта в установлении эмоциональной связи, выражении эмоций и решении конфликтов в реальной жизни.

  Исследования показывают, что дети и взрослые, которые часто используют гаджеты, меньше полагаются на свою долговременную память. Они привыкают быстро находить информацию в интернете, что уменьшает необходимость запоминать данные. Это может ослабить способность к удержанию информации и вызвать зависимость от гаджетов как источников знаний, что негативно влияет на учёбу и развитие памяти. Постоянная доступность гаджетов и социальных сетей способствует развитию тревожности у детей и взрослых. Дети, активно пользующиеся социальными сетями, могут сталкиваться также с травлей в интернете, что только усугубляет их состояние. Наличие цифровой зависимости также может стать причиной эмоциональной нестабильности и проблем с самооценкой. 

  Одна из ключевых психологических проблем, связанная с современными гаджетами – это зависимость. Использование смартфонов, планшетов и других электронных устройств может перерасти в форму зависимости, особенно у детей, которые ещё не научились контролировать свои импульсы и время. Зависимость от гаджетов может негативно сказаться на психическом здоровье, вызывая раздражительность, депрессию, а также затрудняя адаптацию к реальной жизни. Мобильные устройства и планшеты ограничивают эмоциональное развитие ребёнка. Дети, которые проводят большое количество времени за дисплеями, меньше взаимодействуют с родителями, что замедляет процесс формирования эмоциональной зрелости. Реальные взаимодействия играют важную роль в понимании эмоций, а гаджеты, напротив, могут подавлять этот процесс. Именно таким образом людей с детства превращают в «биороботов» с ограниченным эмоциональным потенциалом.

  Также постоянная вовлечённость ребёнка в социальные сети и интернет может влиять на креативность. С одной стороны, существуют образовательные программы и игры, которые способствуют развитию воображения. Однако пассивное потребление контента , например, просмотр видео или простые игры, снижает стимуляцию мозга к творчеству мышлению и созданию чего-то нового.  Детям важно не только потреблять информацию, но и активно создавать что-то, используя своё воображение.

 И тут мы переходим к самой острой проблеме, к самому острому вопросу: это зависимость от гаджетов, которая сегодня присуща не только детям, которые не могут контролировать свои позывы, но и взрослым. Зависимость проявляется в наличии чрезмерного времени, проводимого с гаджетами, трудности контролировать их использование и раздражение или тревоги в случае невозможности доступа к ним. Зависимость от мобильных устройств разрушает семейные и социальные связи. Взаимодействие в семье становится поверхностным, т. к. члены семьи могут проводить время за телефонами, даже находясь рядом друг с другом. Вместо активного общения дети и взрослые погружаются в виртуальный мир, что приводит к снижению эмоциональной близости и ухудшению семейных отношений.

 Для борьбы с зависимостью от мобильных устройств необходимо установить чёткие правила и рамки их использования как для детей, так и для взрослых, особенно на ночь. Рекомендуется также внедрять «цифровой детокс» - периоды полного отказа от гаджетов для восстановления психического равновесия и нормализации общения. Кроме того, важно развивать навыки саморегуляции, особенно у детей. Родители должны показывать пример разумного использования технологий, активно вовлекая детей в живое общение и развивающие занятия, которые никак не связаны с интернетом и гаджетами.

  Несмотря на многочисленные преимущества мобильных устройств, таких, как доступ к информации и возможность мгновенного общения, они также оказали глубокое влияние на отношения между людьми. Социальные сети и другие интернет-платформы часто создают «эффект фильтра», при котором люди видят только отредактированные и идеализированные версии жизни других людей. Это может привести к завышенным ожиданиям и социальному давлению. Люди начинают сравнивать свою реальную жизнь с идеализированными образами из интернета, что часто вызывает чувство неудовлетворённости и тревожности, а также может приводить к депрессии. Особенно сильно это влияет на подростков, которые находятся в поиске своего места в обществе и испытывают давление соответствия «идеальному образу жизни», который они видят в социальных сетях. В результате такие молодые люди могут избегать реальных взаимодействий, чувствуя себя неадекватными в сравнении с «виртуальными стандартами».

 С каждым днём всё больше людей жалуется на проблемы с мозговой деятельностью, на всевозрастающую рассеянность, невозможность концентрировать своё внимание, собираться с мыслями для решения каких-либо задач, на сложности с запоминанием информации, на физическую невозможность читать большие тексты, не говоря уже про книги. В современном мире абсолютное большинство использует телефоны везде: во время поездок на общественном транспорте, на обеде в кафе, гуляя на улице… Но делает ли это жизнь людей комфортнее?

 Учёные давно выяснили, что использование смартфона не снижает уровень стресса. Скорее, наоборот: телефон повышает тревожность человека и «вгоняет в стресс». Патологий, которые возникают в психике здорового человека при использовании гаджетов, огромное количество. Но сейчас мы рассмотрим самые яркие примеры. И на первом месте – рассеянное внимание. Как бы сильно человек ни хотел бы воспринимать информацию, одновременно используя смартфон, - это сделать невозможно: часть внимания переходит в телефон, не давая сконцентрироваться на любой другой задаче. Если же телефон просто лежит рядом, он отвлекает своими вибрациями, push-уведомлениями, постоянными комментариями в соцсетях… Постоянное использование электронных устройств может привести к атрофии определённых участков коры головного мозга. Постоянный поиск информации через интернет ведёт к тому, что человек уже не хочет что-либо запоминать, т. е. стирается способность к обучаемости. Об этом знают многие преподаватели, которые каждый день работают с учениками и студентами.

Интересный факт: ещё в 2008 г. было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещённого на странице, всячески избегая больших абзацев. Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключённый к сети, текст не читает, а «сканирует», как робот, выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивая с одного места на другое, а информацию считывает исключительно с позиции «поделиться». В ходе исследований выяснилось, что большая часть текстов в интернете не читается, а бегло просматривается по шаблону, напоминающему латинскую букву F: вначале пользователь  считывает несколько первых строк текстового содержания страницы, иногда даже полностью от начала до конца, затем перескакивает на середину страницы, где считывает ещё несколько строк, как правило, уже не дочитывая их до конца, затем быстро спускается к самому низу страницы., посмотреть, «чем дело кончилось». Поэтому наиболее эффективным способом подачи информации в интернете является отображение в виде «перевёрнутой пирамиды», т. е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше», с обязательным выделением ключевых слов, чтобы потребители информации понимали, что важно, а что не очень, и раскрытием не более одной мысли за абзац. Только так можно задержать внимание на странице максимально долго. Если же по мере спуска вниз по странице плотность информации не убывает или увеличивается, то на таких страницах задерживаются лишь единицы.

  На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей: от высококвалифицированных университетских профессоров до сервисных работников по обслуживанию техники. Подобные жалобы особенно часто можно услышать в академической среде от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно ежедневно общаться с людьми: обучать, читать лекции, принимать экзамены и т. д. Они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает всё ниже и ниже.

  Интеграция гаджетов в нашу жизнь – это не только вызов, но и возможности. Они могут быть использованы для повышения качества жизни, если подходить к технологиям осознанно и разумно, или наоборот… В конечном итоге результат будет зависеть от нас самих.

  Врач психиатр-нарколог                                                                Киселёва А. В.

​​​​​​​

05 November 2024, 15:11
05 November 2024, 15:11

Asset Publisher